В помощь родителям
 

 
 

В помощь родителям

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Знания и умения, необходимые первокласснику

Садимся за уроки

Как готовить ребенка к обучению в школе

Ученые: раннее развитие вредит детям

Особенности перехода в среднее звено

Формирование послушания - основа воспитания

Памятка для родителей первоклассников

 

 


 

   Знания и практические умения,
   необходимые будущему первокласснику

 

   ОБЩАЯ ЭРУДИЦИЯ

 

   Знания об окружающем мире:

  • Времена года
  • Растительный и животный мир
  • Быт людей (одежда, обувь, постель, посуда, техника)
  • Правила поведения
  • Правила дорожного движения

 

   МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ


   Ребенок должен знать: 

  • Цифры, знаки «+», «-»
  • Смежные числа в пределах 10 (соседи числа)
  • Количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа)
  • Простейшие геометрические фигуры

    Ребенок должен уметь: 

  • Читать числа до 20
  • Считать до 20 (прямой и обратный счет)
  • Решать арифметические задачи в одно действие на «+» и «-»
  • Ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»
  • Решать примеры в пределах 10 или 20
  • Пользоваться часами без секундной стрелки

 

   УРОВЕНЬ УСТНОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

   Ребенок должен знать: 

  • Алфавит
  • Средства интонационной выразительности (повышение или понижение голоса)
  • Ряд стихов, потешек, загадок, считалок

    Ребенок должен уметь: 

  • Проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове
  • Различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки
  • Выделять ударение в словах
  • Устно пересказывать то, что только что прочитали родители
  • Обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова

 

   УРОВЕНЬ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ 

  • Развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти
  • Умение правильно держать ручку, карандаш, кисть

 

   УРОВЕНЬ МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ 

  • Умение выполнять действие, классификации
  • Умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие
  • Умение строить простейшие умозаключения

 


 

   Садимся за уроки

 

   РОДИТЕЛЯМ

   Как приучить  ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков

  • Начните с предмета, который легче дается ребенку и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не будет выполнено до конца.
  • Посмотрите, есть ли оплошности, предложите ребенку поискать их самому. Старайтесь избегать слово "ошибка". Не высмеивайте ошибки вашего ребенка.
  • Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и делить и умножать сразу.

  • Обязательно на ночь читайте вслух книжки по очереди с ребенком. Рассматривая иллюстрации, рассуждайте вместе с ребенком о их соответствии содержанию. Читайте по ролям.

  • В заданиях по русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью. При затруднениях выполните упражнение вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При повторном письменном выполнении ребенок сам все вспомнит.

   УЧАЩИМСЯ

  • Садись за уроки в одно и то же время
  • Проветри комнату за 10 минут до начала занятий
  • Сотри пыль со стола
  • Проверь - на своем ли месте находится лампа
  • Уточни расписание уроков на завтра
  • Все ли задания записаны в дневнике
  • Приготовь письменные принадлежности для занятий
  • Убери со стола все лишнее
  • В комнате должна быть тишина
  • Сядь на стуле удобно, открой учебник


 
 


 

Как готовить ребенка к обучению в школе

 

Орехова Татьяна Николаевна
учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Воркута


В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребенка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребенка. Она создает такие формы регламентации жизни ребенка, с которыми он еще не сталкивался. Готовить ребенка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.

 

В школе детей ждет непривычная, интересная, но очень нелегкая работа. Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определенного темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности.
Почему так по-разному дети реагируют на начальный этап обучения? Вопрос сложный. Среди ряда причин, обусловливающих особенности приспособления разных детей к школе, первостепенное значение имеют:

  • состояние здоровья
  • уровень биологической зрелости
  • развитие тех умений и действий, которые необходимы для процесса обучения.

Отсюда следует вывод: ребенка нужно обязательно готовить к обучению в школе. Такая подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение детьми необходимых для обучения навыков. Залог успеха – объединение усилий врачей-педиатров, родителей и воспитателей.
Таким образом, первая забота родителей будущих первоклассников, не посещающих детский сад - проведение своевременного и полного медицинского осмотра ребенка, а затем – выполнение всех назначений врача.

 

Данные медицинских осмотров являются основой для определения готовности ребенка к обучению в школе. Дети здоровые, физически выносливые, с нормальным физическим развитием, с высокой сопротивляемостью (редко, нетяжело и недлительно болеют) легко переносят адаптацию, без затруднений справляются с учебной нагрузкой. Ослабленность организма, частые заболевания, хронические болезни – вот фактор риска в отношении готовности ребенка к поступлению в школу. К этой группе относят также детей, биологический уровень зрелости которых отстает от возрастного. Окончательно вопрос о возможности начать обучение в школе с шести лет решает врач. И если, по его заключению, надо год подождать, родителям не следует добиваться пересмотра этого решения.

 

Как готовить ребенка к предстоящему обучению в школе?

 

Прежде всего создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Четкое и строгое выполнение режима дня приучает ребенка к определенному распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного (в сумме примерно 12 часов) дети не утомляются, с удовольствием не только играют и резвятся, но и занимаются – рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому.

Помните о пользе свежего воздуха – это подлинный элексир здоровья. Не забывайте и о закаливании: оно надежно повышает сопротивляемость детского организма.

 

Ваш ребенок идет в школу. Готов ли ребенок к школе? Когда надо начинать готовить его к школьному обучению? Какую школу выбрать? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей будущих первоклассников.

 

Как узнать готов ли ваш ребенок к школе?

 

Психологическая готовность ребенка к школе — это своеобразие интеллектуального развития ребенка и некоторые особенности его личности, без которых невозможно успешное обучение в школе.

 

Психологическая готовность включает в себя:

личностную готовность;

интеллектуальную готовность;

мотивационную.

 

Личностная готовность включает в себя:

умение строить отношения с учителем (умение регулировать свои действия и свое поведение, умение воспринимать учебную задачу);

умение общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других);

отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).

 

Зачастую развитию заниженной самооценки способствуют, к сожалению, сами родители. Порицание за неудачу и равнодушие при успехе. Родители сравнивают достижения своего ребенка с достижениями других детей. Зависимость успеха и неуспеха от прилагаемых усилий в расчет не берется. Помощь от родителей поступает не в форме совета, а в виде приказа, навязывания своего мнения. Родители принуждают работать ребенка на «оценку» и все больше провоцируют страхи, неуверенность, тревогу. Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

 

Интеллектуальная готовность

 

Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.

Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».

Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».

Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.

 

Психологическая готовность к обучению в школе — это так же желание учиться, получать знания, это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные), это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

 

Как правило, компоненты готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка, когда малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми, как в сюжетные игры, так и в игры с правилами, в настольные игры (мозаика, лото, конструктор, кубики).
Чтение, так же, должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребенка.
Психика ребенка развивается в игре. Постепенно исчерпав свои возможности, игра, как ведущий вид деятельности, уступает место обучению.

 

МОТОРИКА  РУКИ

 

Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются ее движения.
При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?

 

Существует много игр и упражнений по развитию моторики

 

1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причем лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолеты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребенка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искаженным.
3. Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребенку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
5. Конструирование.
6. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
8. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
9. Всасывание пипеткой воды.
10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
12. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!
13. Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребенка перебрать
14. “Показ” стихотворения. (Пусть ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками)
15. Теневой театр. (Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещенной настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака)
16. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
Ежедневно предлагайте детям такие занятия!

 

Не спешите за ребенка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку:

  • во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом,

  • во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

  • в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

Если ребенок трудно входит в контакт со сверстниками, почаще организуйте встречи с ними, сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома. Постепенно у ребенка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость. Пользу принесут подвижные игры, если поручать ему “командные” роли, привлекайте его к труду и не забывайте одобрить его помощь.

 

МАТЕМАТИКА

 

Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счету, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребенок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счетного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птички, деревья. Предлагайте ребенку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребенок должен уметь вслушиваться в условие задачи.

 

ЧТЕНИЕ

 

К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовет окружающие предметы, начинающиеся на определенный звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребенку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтет несложные фразы.

 

РАЗГОВОРНАЯ  РЕЧЬ


Обсуждая прочитанное, учите ребенка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же,
кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Черный” - кидаете вы ему мяч, “белый” - бросает ребенок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное-несъедобное, одушевленное-неодушевленное.

 

ОБЩИЙ  КРУГОЗОР

 

В потоке информации, словарный запас детей увеличивается. Прекрасно, если ребенок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе и об окружающем мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребенок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребенок идет не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.
Готовьте ребенка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребенка, ни для вас.

 


 

Ученые: раннее развитие вредит детям


Леонид Мельников, детский психолог, психоаналитик

 

Российские психологи считают, что многие методики раннего развития могут быть вредны для детей: от разнообразия занятий страдает психика ребенка, что не может не сказаться на его дальнейшем развитии.

 

Все дети рано или поздно уравниваются в своем развитии: одаренные дети, прогрессивно обучающиеся в младшем возрасте, в период становления личности практически ничем не отличаются от своих сверстников. Процент действительно одаренных, гениальных детей остается неизменным в течение десятилетий. Так что, по большей части, усиленные занятия с детьми с самого раннего возраста – это всецело инициатива родителей, которые хотели бы видеть в своем ребенке гения, и прикладывают массу усилий для того, чтобы воплотить свою мечту в жизнь.

 

К сожалению, для детей такие амбиции взрослых влекут за собой скорее негативные последствия. Ребенок, с ранних лет привыкший к мысли о своей исключительности, в определенном возрасте оказывается перед фактом осознания своей обыкновенности. Довольно часто это приводит к серьезному стрессу и даже комплексу собственной неполноценности.
Российские педагоги и психологи считают, что ведущая деятельность в раннем возрасте – игровая. Если родители уделяют чрезмерное внимание разностороннему развитию ребенка – языки, геометрия, чтение, письмо, танцы и т.д. – они, тем самым, блокируют самый важный для ребенка вид деятельности, познание окружающего мира через игру. Таким образом, происходит «перепрыгивание» через ступеньку: ребенок переходит к обучающей деятельности, минуя игровую стадию. К сожалению, довольно часто результатом такого «перепрыгивания» становится приобретенное ребенком отвращение к учебе, что в дальнейшем не может не сказаться на его успехах в школе.

 

Кроме того, существует еще один минус усиленного родительского увлечения различными методиками раннего развития. Если родители слишком много усилий и времени направляют на интеллектуальное развитие ребенка, у него может возникнуть дефицит общения со сверстниками. В результате это может повлечь за собой проблемы в общении в более старшем возрасте, ведь основы социального поведения ребенка закладываются в раннем детстве.

 

Я регулярно сталкиваюсь с проблемами детей, которых чуть ли не с полугода учат нескольким иностранным языкам и водят на миллион занятий для развития. Да, безусловно, ребенок должен учиться и развиваться. Но всему свое время. Дети сейчас к первому классу умеют столько, сколько и не снилось их сверстникам еще пару десятков лет назад. Но давайте рассуждать логически. Во-первых, ребенку может быть скучно в начальной школе, если все это он уже прошел. Отсюда проблемы со сверстниками. А они могут отразиться на всех последующих годах учебы. Во-вторых, у таких обученных детишек попросту пропадает интерес к получению знаний. С детства они преподносятся им на тарелочке, родители сбивают друг друга с ног, чтобы достать редкие карточки или узнать новую методику. Зачем в таком случае лишний раз напрягаться? А это уже может вылиться в проблемы определения профессиональной ориентации. Все заранее кажется скучным и неинтересным. Поэтому я могу посоветовать несколько вещей. Учите своего ребенка, развивайте его, давайте ему общаться со сверстниками и познавать этот мир. Но самое главное – любите и проводите с ним время, играйте. Некоторые мамы и папы настолько увлекаются образованием своих чад, что просто забывают говорить им о своих чувствах. А потом оказывается, что у детей потеряна привязанность к родителям.

 

Источник: https://deti.mail.ru/news/uchenye-dokazali-chto-rannee-razvitie-vredit-detya/

 


 

Особенности перехода в среднее звено

 

Особенности адаптации пятиклассников при переходе из начального в среднее звено


Переход из начальной школы в среднюю совпадает с достаточно стабильным периодом развития. Большинство детей переживают это событие, как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Что меняется?

  • Возрастают нагрузки на психику (изменяются условия обучения, разнообразие и качественное усложнение тр ебований педагогов);

  • Дети могут стать более тревожными, робкими, забывчивыми, неорганизованными.

УЧЕБНЫЕ ТРУДНОСТИ ПЯТИКЛАССНИКОВ

 

Дети ждут, что в 5-ом классе им станет интересно. Однако, столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание.
Трудности могут быть также связаны с плохим речевым развитием, с недостатком развития внимания, памяти и мышления. Пятый класс - благоприятное время для преодоления этих недостатков.
Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Нужно, чтобы учебные занятия вызывали у ребенка положительные эмоциональные переживания. В общении с пятиклассниками, при оказании помощи в учебе важно использовать юмор.
В учебных и других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развивать у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.
 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ

  • Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах;
  • Регулярно беседуйте с классным руководителем Вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
  • Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказания и поощрения (Ваш ребенок должен воспринимать свою хорошую успеваемость как награду за свой труд);
  • Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами;
  • Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

 


 

Формирование послушания -  основа воспитания


Гурин Василий Вячеславович

учитель математики МБОУ Верхнелиповская ООШ, Фроловский район, Волгоградская область


Один известный американский специалист в области семейной психологии часто рассказывает на своих семинарах о случае в своей жизни, который коренным образом изменил его концепцию воспитания собственных детей. Дело было на природе. После замечательного обеда умиротворенные родители о чем-то беседовали, а дети играли в мяч. Неподалеку проходила дорога, по которой изредка проезжали машины.

 

И надо же было такому случиться, что именно в тот момент, когда по шоссе несся огромный грузовик, мяч вылетел на дорогу. Трехлетний малыш побежал за мячом и только тогда старшие дети увидели автомобиль. Встревоженный их криком, отец мгновенно оценил ситуацию и бросился за мальчиком, но шансов успеть у него не было. Тогда он закричал, чтобы малыш остановился. А мальчуган, которому грузовик из-за придорожной растительности был не виден, весело бежал дальше. Навстречу своей гибели. Можете себе представить, как громко и требовательно кричал отец, чтобы сынишка остановился. Но все было напрасно. Мальчик выскочил на дорогу. Дело решили доли секунды…. Каким-то чудом трагедии не произошло.

 

После такого потрясения отец понял, что первоочередное качество, которое он должен сформировать у своих детей – это послушание. Пятеро детей, которые выросли впоследствии в этой семье и до сих пор исполнены чувством благодарности к своим родителям, являются доказательством, что вывод был сделан правильный.

Сейчас стало модным говорить о правах детей, о том, что дети должны быть самостоятельны и независимы, иметь на все свое мнение. Никто не собирается оспаривать важность этих ценностей. Вот только всегда ли мы правильно их понимаем? Всегда ли помним, что независимость это не самоцель, а средство, с помощью которого человек, в том числе ребенок, может быть счастливым. А может и не быть.

 

Дикие животные в неволе чахнут и нередко погибают. Им нужна свобода. А домашние наоборот, чаще всего получив свободу, погибают. Она им противопоказана. Помните детскую песенку: «Жил был у бабушки серенький козлик»?
И ее трагический финал: «Остались от козлика рожки да ножки»? А все почему?
А потому что: «Вздумалось козлику в лес погуляти.» Вот и скажите, если действительно «бабушка козлика очень любила» не должна ли она была позаботиться о крепком загоне, из которого козлик не мог бы убежать? И чем более козлик был по натуре своенравным, тем загон должен был быть более высоким и крепким? А если ей было лень, если она сознательно допускала вероятность его ухода в лес, где полно волков, то любовь ли это?

 

Можно возразить, что дети не козлики и всю жизнь их в загоне родительского повиновения не удержишь. Согласен. Но всему свое время.

 

Родители обязаны подготовить своих детей к самостоятельной жизни. Сначала подготовить, а потом самостоятельность предоставить, а не наоборот.

 

Когда я впервые сел за руль автомобиля – рядом со мной был инструктор, который не давал мне никакой свободы. Я был обязан слушаться его беспрекословно. И только когда я на экзамене доказал, что уже способен управлять машиной самостоятельно, я получил возможность ездить на ней без инструктора. Разве это не разумно?

 

А разве управлять своей жизнью легче, чем управлять автомобилем? Разве не должен рядом с неопытным ребенком находиться заботливый инструктор-родитель? Разве ради самостоятельности родитель может позволить автомобилю судьбы своего сына или дочери мчаться на красный свет, совершать двойной обгон или превышать скорость?

 

Я повторюсь, обучение самостоятельности не только допускается, оно необходимо. Но только в четко обозначенных границах.
Если вы покупаете ребенку зимнюю куртку, вы можете предоставить ему свободу выбрать цвет (синий, зеленый или черный), даже если вам его выбор не понравится. Он может, вопреки вашему вкусу выбрать фасон, пуговицы или молнию, капюшон или воротник. В этих мелочах он может проявлять свою индивидуальность. Но вы не должны позволять ему покупать модную тонкую курточку, если впереди сильные морозы. И это не диктат. Это проявление любви. И если ваш ребенок не научен послушанию, если, вопреки здравому смыслу, вы пойдете у него на поводу то, как вы будете смотреть ему в глаза, когда он будет страдать от воспаления легких? Или вы будете его обвинять, мол: «сам виноват?» А если обвинять будет некого?

 

Несколько лет назад наш район потряс случай, когда паренек, вопреки запрету отца выгнал из гаража машину и поехал кататься с друзьями. Несмотря на то, что он считал себя вполне приличным водителем, с управлением он не справился. Девушка – старшеклассница погибла сразу. Двое парней оказались в реанимации. Сами виноваты? Может и сами. Но разве родителям от этого было легче? Разве не отдали бы они все на свете, только чтобы время вернулось назад. Чтобы вместо разухабистой лихости воспитать в ребенке послушание. Отец сказал: «нельзя брать машину» - значит нельзя.

 

Понимаем ли мы, что, сколько бы не читалось нотаций и наставлений нашим любимым детям, им это не поможет, если они не приучены к послушанию. Какой смысл говорить: «не задерживайся поздно» если ребенок может придти в 12 ночи? Какой смысл говорить: «одевайся потеплее» если он в мороз ходит без шапки?

 

С самого раннего детства ребенок должен быть научен послушанию. Только на этом фундаменте возможно дальнейшее полноценное воспитание. Да, порой это нелегко, дети отчаянно пытаются добиться независимости. И родители, увы, частенько сдаются. А напрасно. Психологи уже давно доказали, что наряду со стремлением к независимости в каждом ребенке живет потребность в подчинении. Только подчиняться они хотят сильной, авторитетной личности. И если таковыми оказываются их родители, то - слава Богу. А если родители сдались, то дети найдут себе авторитет на стороне. В дворовой кампании, среди представителей шоубизнеса или где-то в другом месте. Вас это устраивает?

 

Пятая библейская заповедь гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» Подумайте, кому послушание нужнее? Прививая детям уважение и послушание к себе, родители готовят им долгую, счастливую жизнь. Не потому ли большинство долгожителей находится в тех регионах, где уважение к старшим не потеряло актуальности до наших дней?

 

Часто слышу от родителей: «Ничего не могу с ним (с ней) поделать. Он (она) меня не слушается. Это как же надо не любить своих детей, чтобы позволить им в 5, 10, 13 лет не слушаться родителей? Как же вы убережете их дальше от дурной кампании, от наркотиков, от неподходящего брака, от вредной работы и т.д.? Часто взрослые с обидой на родителей вспоминают ошибки своей молодости. «Если бы мама тогда подсказала, если бы она настояла на своем, насколько бы моя жизнь сложилась лучше».
Да, мама советовала правильно, но дети не были приучены к послушанию и в результате поломанные судьбы, упущенные возможности.

 

Хочется вспомнить еще одну реальную историю. В одном из многоэтажных домов случился пожар. Прибывшие пожарные увидели, что на одном из верхних этажей находится девочка. Добраться до нее не было возможности. Спасатели быстро растянули брезент и крикнули ей: «Прыгай!» Конечно же, ребенку было страшно и она не смогла выполнить их приказ. Огонь быстро усиливался, но несмотря ни на опасность, ни на отчаянные крики пожарных, девочка не могла решиться на прыжок. Положение казалось безвыходным, но тут появился ее отец. Когда ему объяснили сложившуюся ситуацию, он прокричал дочери: «Лена, я здесь. Я держу брезент. Закрывай глаза и прыгай». Через минуту счастливый отец со слезами на глазах обнимал свою дочь. Когда девочку позже спросили, как она решилась на прыжок, она ответила: «Я привыкла доверять своему отцу и слушаться его». А если бы этой привычки не было?

 

Воспитание послушания, основанного на доверии – вот та нелегкая задача, которая стоит перед каждым родителем. Но я уверен, что счастье и благополучие наших детей стоит того, чтобы за них побороться.

 

 


   

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»