Выбор начальной школы не менее ответственная задача, чем выбор вуза. В обучении, как и в любом деле, хорошее начало играет важную роль, и ответственность здесь полностью лежит на родителях. Но как сделать правильный выбор? Для начала отметём всё ненужное. Для младшего школьника вопрос: "Гимназия или общеобразовательная школа?" актуален только с одной стороны - насколько хорошо оснащена школа учебными материалами, инвентарём. Учебные программы школ начинают существенно отличаться только со средних классов. Что же тогда важно?
Попробуем ответить на этот вопрос, рассмотрев существующие системы обучения в начальной школе.
Существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть своя классификация. К традиционной относятся программы: "Начальная школа 21 века", "Школа 2100", "Школа России", "Гармония", "Перспективная начальная школа", "Классическая начальная школа", "Планета знаний", "Перспектива". К развивающим системам отнесём 2 программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова.
Сразу предостережём беспокойных родителей: не стоит "покупаться" на красивое название "развивающая" и отрицать "традиционную" систему. Это всего лишь названия. Многие традиционные системы (например, "Гармония", "Начальная школа ХХ1 века" и "Школа 2100") были в последние годы переработаны так, что в них реализованы идеи развивающего обучения.
В одной школе в разных классах могут применяться разные системы. Вне зависимости от системы ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом. Задания повышенной трудности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех комплектах, но не являются обязательными для усвоения.
Школа России - это тот комплект, по которому мы все учились. И хотя с 2000 года там произошли серьёзные изменения в плане содержания, цели обучения остались прежними.
Учебно-методический комплекс "Перспектива" Главная особенность комплекса заключается в том, что работа над его созданием проводилась параллельно с разработкой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС), требования которого нашли свое теоретическое и практическое воплощение в учебниках УМК "Перспектива". Учебно-методический комплекс "Перспектива" (серия "Академический школьный учебник") создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования. УМК разрабатывался в стенах Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ. Институт возглавляет заведующий кафедрой психологии личности МГУ академик А.Г. Асмолов, под руководством которого разработаны теоретические и методические материалы, являющиеся системообразующими компонентами ФГОС и ориентированные на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий.
Методологической основой нового комплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК "Перспектива" задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний: - обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников; - обучение как цель — получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС.
УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК "Перспектива" уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу родину. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.
В УМК используется единая система навигации для учителей, учеников и родителей, которая помогает работать с информацией, организовывать и структурировать учебный материал, планировать деятельность ученика на уроке, организовывать выполнение домашнего задания, формирует навык самостоятельной работы.
Учебно-методический комплект "Обучение грамоте" 1 класс. Авторы: Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. Курс обучения грамоте отличается коммуникативно-познавательной и духовно-нравственной направленностью. Основная цель курса — активное формирование всех видов речевой деятельности: умения писать, читать, слушать и говорить, развитие речевого мышления первоклассников, умения общаться и понимать себя и других. Эффективность новой системы обеспечивается учебным материалом, подобранным в соответствии с уровнем развития познавательных интересов ребенка, игровыми и занимательными упражнениями, структурно-образными моделями слов, которые вписаны в различные коммуникативно-речевые ситуации. В этой связи, слово представлено по-иному, а именно, не только как звукобуквенный комплекс, но как единство смысла, значения и его звукобуквенной формы. На страницах УМК "Обучение грамоте" созданы все условия для дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем подготовки к школе.
Учебно-методический комплект "Русский язык" Авторы: Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева (1 класс), Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина (2-4 класс). В УМК "Перспектива" система обучения русскому языку органически связана с обучением грамоте и имеет общую с ним коммуникативно-речевую, познавательную и духовно-нравственную направленность. Особенность курса — целостный взгляд на язык, который обеспечивает изучение системы языка (его фонетических, лексических и грамматических аспектов), речевой деятельности и текста как речевого произведения.
В этой связи, язык рассматривается как важнейшее средство общения, познания и воздействия, как особая знаковая система, где в качестве знака выступает не звук или буква, а слово в единстве его значения и звучания. Изучение слова и предложения как двусторонних единиц языка проводится на структурно-образных моделях, в коммуникативно-речевых ситуациях и текстах различной стилистической направленности, что значительно повышает интерес к языку и речи, способствует осознанному изучению грамматики и орфографии. Новый комплексный подход к изучению языка развивает функциональную грамотность учащихся, повышает уровень их общей культуры и творческой активности, учит детей общаться и лучше понимать друг друга.
УМК "Литературное чтение" Авторы: Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. Основная задача УМК "Литературное чтение" – формирование личности младшего школьника, знакомство с культурно-историческим наследием и формирование читательской компетентности. Для этого в учебнике используются высокохудожественные тексты, фольклорные произведения разных народов. Система вопросов и заданий способствует формированию культуры речевого общения, развитию творческих способностей учащихся, приобщает их к духовно-нравственным ценностям, знакомит с этическими и эстетическими нормами, развивает образно-логическое мышление учащихся и формирует у младших школьников интерес к художественному произведению как искусству слова. Рубрики "Самостоятельное чтение", "Семейное чтение", "Идем в библиотеку", "Наш театр", "Читалочка - обучалочка", "Маленькие и большие секреты страны Литературии", "Мои любимые писатели" предлагают различные формы работы с литературным произведением, систематизируют знания и обогащают практический опыт ребенка, в них представлена система работы с книгой как в урочной так и во внеурочной деятельности. Обучение детей строится на коммуникативно-деятельностной основе.
УМК "Математика" Авторы: Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова. "Обучение не только математике, но и математикой" - ведущая идея линии УМК по математике, направленная на усиление общекультурного звучания математического образования и повышения его значимости для формирования личности ребенка. В этой связи, содержание материала ориентировано на формирование у младших школьников умений наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, что позволяет им освоить эвристические приемы рассуждения, их логику, развивает дивергентность мышления, как важнейший компонент мыслительной деятельности, речевую культуру и позволяет расширить представления об окружающем мире средствами математики.
Важное значение уделяется развитию числовой грамотности учащихся, формированию вычислительных навыков на основе рациональных способов действий. Учебники имеют одинаковую структуру и состоят из 3 разделов: числа и действия с ними, геометрические фигуры и их свойства, величины и их измерение. Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие образного и логического мышления, пространственного восприятия, воображения, интуиции. Предлагаемые авторами практические задания способствуют формированию математических знаний и умений, позволяющие применять их учащимися в различных жизненных ситуациях и формировать целостную картину мира. Учебники содержат задания разного уровня сложности, что позволяет учителю дифференцировать учебный процесс.
УМК "Окружающий мир" Авторы: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Ведущей идеей курса является идея единства мира природы и мира культуры. Окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, человек – как часть природы, создатель культуры и ее продукт. В курсе раскрывается структура понятия "окружающий мир" в единстве трех его составляющих: природа, культура, человек. Эти три составляющие последовательно рассматриваются на разных социокультурных уровнях общества (семья, школа, малая родина, родная страна и др.), благодаря чему определяются главные педагогические подходы к освоению предмета: коммуникативно-деятельностный, культурно-исторический, духовно-ориентированный.
Содержание курса "Окружающий мир" способствует эффективному построению внеурочной деятельности младших школьников, в том числе проектной, работе с семьей. В этой связи в конце каждой темы в программе предлагается "Блок внеклассной, внешкольной работы" с примерной тематикой, которую любой учитель может трансформировать, с учетом региональных и местных условий, в которых находится конкретная школа.
УМК "Технология" Авторы: Н.И. Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В. Добромыслова. Основной задачей предмета "Технология" является создание условий для приобретения учащимися опыта проектной деятельности от замысла до презентации изделия. Младшие школьники овладевают приемами работы с бумагой, пластилином и природными материалами, конструктором, изучают свойства различных материалов и правила работы с ними.
Такой подход создает условия для формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий, позволяет формировать конкретные личностные качества (аккуратность, внимательность, готовность прийти на помощь и т.д.), коммуникативные умения (работать в паре, группе), умения работать с информацией и осваивать элементарные приемы работы на компьютере. Материал в учебниках построен в виде путешествия, которое знакомит учащихся с деятельностью человека в разных сферах: Человек и Земля, Человек и вода, Человек и воздух, Человек и информационное пространство. В учебник "Технология" введена знаковая система оценивания качества и сложности выполнения изделия, что позволяет формировать мотивацию успеха и самооценку ученика.
Учебные пособия комплекта разрабатываются в соответствии с требованиями стандарта общего образования второго поколения и ориентированы на создание у ребенка целостной картины мира, гармоничное развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Учебники комплекта содержат задания разной степени сложности, что дает учителю инструмент для реализации дифференцированного подхода к каждому ученику. Во всех изданиях "Перспективы" использована интуитивно понятная навигационная система, которая помогает ребенку ориентироваться в учебном материале и создает условия для включения родителей в процесс обучения.
Все учебники комплекта прошли экспертизу РАО и включены в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательных учреждениях.
Педагогами, работающими по данному УМК, сделаны следующие выводы: 1. Для УМК "Перспектива" разработано методическое сопровождение "Технологические карты", которые опубликованы на сайте издательства. В них наглядно видно как реализуются межпредметрые связи и формируются метапредметные умения.
2. Учебники УМК формируют интерес детей к истории своей семьи, малой и большой Родины, традициям и обычаям народов России, культурному наследию, трудовой деятельности и т.д. В учебники включен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, которые позволяют активизировать деятельность ребенка, позволяют применять полученные знания в практической деятельности, создают условия для реализации творческого потенциала ученика.
3. Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления, воображения, интуиции ребенка, формирование ценностного мировоззрения и нравственной позиции личности.
4. Обучение по комплекту "Перспектива" позволит каждому ученику сохранить самоуважение и интерес к познанию и открытию нового. Познавательная активность и инициатива учащегося приветствуются. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы оживить познавательную активность, любознательность и познавательный интерес ребенка. Новая система направляет активность ребенка в сферу культуры и свободного творчества. Еще одно преимущество УМК "Перспектива" в том, что, обучаясь по этой программе, ученик на каждом уроке приоткрывает для себя будущие темы обучения. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их детальному изучению.
5. Важным условием успешности реализации программы "Перспектива" является индивидуальный подход к каждому ученику. Учебники содержат задания разной степени сложности, обеспечивая возможность варьировать задания с учетом уровня подготовленности ученика. Выбор заданий, лежащих в зоне ближайшего развития ребенка (т. е. заданий, выполнение которых предполагает совместную с учителем работу и одновременно требует мобилизации собственных усилий, позволяющих учащемуся пережить чувство успеха и гордости за свои достижения), делает обучение поистине развивающим. Обучение в зоне ближайшего развития формирует такие личностные качества, как целеустремленность, настойчивость, уверенность в себе, готовность к преодолению трудностей.
6. Федеральный образовательный стандарт начального образования не предполагает оценки личностных результатов развития ребенка. Под личностным развитием понимается создание условий для самопознания, нравственно-этическое развитие, самооценка. В учебниках УМК "Перспектива" большое внимание уделяется нравственно-этическому формированию личности. В учебники по литературному чтению включены произведения, позволяющие осмыслить духовно нравственные ценности, в содержание учебников "Окружающий мир" включены материалы культурологического характера, такой подход позволяет познакомить учащихся с понятиями традиции, ценности, национальные особенности. толерантности. В рамках предмета "Технология", который строится на основе проектной деятельности, учащиеся знакомятся с народными промыслами, профессиями и ремеслами, производственными циклами, что формирует позитивное отношение к труду и "людям труда".
Комплект "Гармония" под редакцией Н.Б. Истоминой. Название обусловлено тем, что в этом комплекте всё очень гармонично. Выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности. Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала.
Начальная школа ХХI века под редакцией Н.Ф. Виноградовой. В этом комплекте очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа "Учебная деятельность". Эта система также реализует основные идеи системы развивающего обучения.
Школа 2100 под редакцией А.А. Леонтьева. Этот комплект - самый распространённый в городе и области. Учителя начинали работать с этой программой по отдельному предмету "Литературное чтение" примерно 12 лет назад. С каждым годом по этой образовательной программе работает всё больше учителей. В ней хорошо решена проблема преемственности дошкольного образования младших и средних классов. Все учебники до 7 класса получили гриф Министерства образования.
Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них "докапываться" самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы - это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием "Части речи", причём прийти пониманию этих понятий они должны самостоятельно. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.
Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова стремится развить в ребёнке умение необычно и глубоко мыслить. Самое яркое её отличие - научная проработка проблемы безотметочного обучения. Вместо этого учителя сообщают родителям об успеваемости школьника в виде рекомендаций и собирают папки с работами каждого ученика. Они и служат показателем успеваемости. Основной принцип этой системы - научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины. Кроме того, идеи даются в их происхождении.
На сегодня начальная школа работает по самым разнообразным педагогическим системам и программам.
Систем всего три: система Занкова (развивающая), система Эльконина-Давыдова (развивающая) и традиционная (см. Приказ Минобрнауки РФ от 21.10.2004 N 93).
Программ же значительно больше - "Школа 2000...", "Школа 2100", "Гармония", "Начальная школа 21 века"... Что же реально они могут дать ребенку и в каком случае нужно отдать предпочтение именно им?
Все рассматриваемые ниже программы одобрены Министерством образования. И развивающая система ничем не лучше и не хуже традиционной. На самом деле, каждая система рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны.
Итак, чтобы попытаться разобраться, что к чему, рассмотрим некоторые особенности 3-х систем образования.
Система Занкова В 1995 - 1996 гг. система Л. В. Занкова признана как параллельная государственная система начального обучения.
Одна из важнейших задач этой системы - воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Самостоятельность ученика в освоении материала, творческий подход к его постижению - вот основные принципы системы Занкова.
В отличие от традиционной системы учебный процесс здесь идет не от теории к практике, а наоборот - сначала даются примеры, а потом ученики самостоятельно делают теоретические выводы. Усвоенный материал проверяется как обычно - контрольными и отметками.
Дорогие родители, при выборе этой системы образования следует помнить, что изучение материала идет в высоком темпе, требует самостоятельности в поиске и усвоении информации и подойдет далеко не каждому малышу.
Система Эльконина - Давыдова В 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из трех государственных систем, наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л. В. Занкова.
В отличие от системы Занкова, в этой системе понадобится внимание к мелочам, основательность, способность обобщать. Одним словом, торопиться не придется.
Эта система подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке умение глубоко и основательно мыслить, а также для тех, кто ориентируется не на результат (полученные знания), а на способы его достижения.
Основной принцип этой системы - научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины.
В системе Эльконина-Давыдова нет отметок, но это совсем не значит, что учителя не следят за успехами учеников и не сообщают о них родителям. Вместо обычного дневника у учеников есть "творческий" дневник.
Традиционная система Дорогие родители, эта система знакома вам лучше всех. На уроке есть время и для повторения пройденного, и для освоения новой темы - правила, примеры, практика (сначала на уроке, потом при выполнении домашнего задания).
Немного о программах школьного обучения Первое правило родителя пожелавшего, чтобы его чадо училось по какой-то суперинтересной и эффективной программе, должно гласить: "Узнай, где, как и под чьим руководством учителя данной школы осваивают эту методику".
Возможно, школа является базовой для группы авторов, возможно учителя проходили специальные курсы повышения квалификации с личным участием корифеев и т.п. - в этом случае велики шансы, что Ваше дитя испытает на себе модель обучения и развития в "первозданном" виде. А вот если администрация школы затрудняется пояснить этот вопрос, если вам сообщают, что Ваш ребенок попадет в класс, где подобный эксперимент ставится впервые в истории школы и в трудовой биографии учителя, надо быть осторожнее.
Несмотря на многочисленные заверения, что учиться по программе развивающего обучения может каждый ребенок, ряд учителей ожидают, что к ним в первый класс придут дети, умеющие читать, считать и чуть ли не говорить на иностранных языках.
Некоторые программы школьного курса взаимосвязаны с садиковской программой (например, модель обучения "Школа 2000..." прямо говорит о том, что курс обучения математике и русскому языку в первом классе является продолжением соответствующих курсов, освоенных ребенком в садике). А это значит, что, если садик, где учился Ваш малыш, по такой программе не работал, то и в первый класс по данной системе обучения ему идти не стоит.
Программа "Школа-2000..." хорошо подходит детям, приученным к систематическому труду. Она ориентирована на достаточно высокий уровень овладения теорией и практикой по основным предметам. Правда, в идеале программа должна быть многоуровневой, то есть каждому ребенку предоставляется возможность осваивать материал в своем темпе и по своей системе. К тому же в данной методике провозглашен принцип "Каждый ребенок может узнать максимум, но должен освоить минимум". Все это выглядит весьма привлекательно, но на практике иногда желание педагога продемонстрировать свои достижения перед изумленной публикой заставляет его отступать от этих замечательных принципов.
Что касается учебников, они нигде не подкачали: к каждому курсу прилагаются замечательные пособия, написанные живым языком, с яркими картинками, вызывающие желание взять их в руки и скорее прочитать до конца, а теперь начались сплошные проблемы, и оценки оставляют желать лучшего...
Авторы модели обучения "Гармония" ставили перед собой задачу преодолеть объективно сложившееся разделение традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем.
И в целом им это удалось. Учебники этой системы обучения преодолевают многие недостатки традиционных подходов (например, вместо сухого изложения математических понятий здесь живые диалоги двух постоянных героев - Маши и Миши, учебник русского языка учит в первую очередь не применению правил, а умению говорить на родном языке).
С другой стороны, курсы, разработанные авторами достаточно фундаментальны, так что не возникает опасений, что выпускник начальной школы, работающей по этой методике, будет достаточно "конкурентоспособен" в средних классах. И все же, приходится подчеркнуть, что, чем интереснее и оригинальнее программа, тем больше сомнений.
Итак, что следует узнать ответственным родителям, прежде чем отдать ребенка в первый класс:
- Уточнить, по какой программе он занимался в садике (если посещал таковой).
-
Определить особенности характера малыша (труженик он или непоседа, яркая творческая личность, будущий ученый или экономист, стеснителен он или раскован, робок или способен за себя постоять) и еще раз взвесить, что можно сформировать в нем, выбирая тот или иной подход к его обучению.
-
Выяснить, есть ли в школе психолог и какое он принимает участие в приеме детей в первый класс, дает ли свои рекомендации, сопровождает ли потом первоклассников на первом этапе обучения.
-
Узнать, добрый ли человек учительница N, как вспоминают о ней ее прежние ученики, охотно ли другие, более информированные родители, отдают к ней своих детей.
-
Если Вы выбрали нестандартную систему обучения, надо обязательно выяснить, который раз учитель ведет обучение по этой методике, есть ли у него хотя бы два выпуска, где и как он осваивал данный метод обучения, общался ли лично с авторами или наиболее яркими последователями данной системы.
-
Есть ли в школе учителя среднего звена, готовые принять выпускников начальной школы, работавших в нестандартной методике.
-
Не собираемся ли мы переезжать так далеко, что не сможем сохранить ту же школу и тот же класс, и реально ли в других районах найти аналогичные программы.
-
И, наконец, насколько мы сами терпимы к новинкам и экспериментам, не начнем ли требовать от учителя вести себя так, как наша незабвенная первая учительница, у которой все ходили "по струнке"...
И еще один совет: все, что Вы узнаете и все, что Вы делаете при поиске и выборе школы, должно быть известно и вашему малышу. Пусть он будет в курсе ваших усилий, пусть переживает, когда же Вы сможете ответить на тот или иной вопрос. Ведь есть такой маленький секрет: ничто так не способствует успеху ребенка в начале его школьной жизни, как его собственное горячее желание в эту жизнь окунуться...
Помогите ему пережить поиск школы как увлекательное приключение, какое и не снилось "последним героям" нашего телевидения, и Вы увидите, что его глаза будут гореть ожиданием встречи с учебниками, со своим учителем и своим классом.
|